С июня 2016 года граждане вправе расторгнуть договор добровольного страхования и получить уплаченную страховую премию. Порядок и сроки возврата определены Указанием Банка России от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», вступившим в силу в июне текущего года. В соответствии с Указанием «период охлаждения» (срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор и возвратить уплаченный взнос) составляет не менее 5 рабочих дней со дня заключения договора (вне зависимости от момента уплаты взноса). По своему усмотрению страховщик может установить и более длительный период.
Для расторжения договора гражданину необходимо обратиться с заявлением в страховую компанию, которая обязана в «период охлаждения» вернуть заплаченные за полис денежные средства в полном объеме. Если договор к этому моменту уже вступил в силу, то страховщик вправе удержать часть премии пропорционально количеству дней, прошедших с начала его действия.
Новые правила касаются практически всех популярных видов добровольного страхования: страхование жизни, страхование от несчастного случая, страхование имущества граждан (за исключением транспортных средств), страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, ДМС и др. Более подробно с актуальным перечнем видов добровольного страхования можно ознакомиться на сайте Банка России (www.crb.ru.)
В случае нарушения страховой организацией прав на возврат уплаченных денежных средств можно обратиться в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе по адресу: Красный проспект, д. 27, г. Новосибирск, 630099, либо направить электронное сообщение через «Интернет-приемную» на сайте Банка России.