01.03.2025 вступают в силу положения Федерального закона от 26.12.2024 № 487-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относительно способа обращения в Росреестр за совершением отдельных учетно-регистрационных действий исключительно в электронном виде.
Статья 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнена частями 1.6 и 1.7, согласно которым юридические лица представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, а также прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов, за исключением случаев, если стороной сделки, подлежащей государственной регистрации, или сделки, на основании которой подлежит государственной регистрации право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, является физическое лицо (кроме договоров участия в долевом строительстве, которые предоставляются только в форме электронных документов).
Напоминаем, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона о регистрации заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соответствующих соглашений, официального сайта, в том числе посредством использования сервиса «Личный кабинет», размещенного на официальном сайте с использованием единой системы идентификации и аутентификации и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
В случае поступления в Росреестр в бумажном виде заявлений и документов, для которых предусмотрено обязательное предоставление в электронной форме, государственным регистратором будет принято решение о возврате документов без рассмотрения. В статью 25 Закона о регистрации вносятся соответствующие изменения в части дополнительного основания возврата документов без рассмотрения (пункт 1.2. статьи 25 Закона о регистрации).
Так, с 01.03.2025 государственным регистратором будет принято решение о возврате без рассмотрения заявлений и документов, представленных на бумажных носителях в следующих случаях:
– при предоставлении заявлений органами государственной власти и органами местного самоуправления заявлений о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемых к ним документов;
– при предоставлении юридическими лицами заявлений о ГКУ и (или) ГРП, а также прилагаемых к ним документов.
Кроме того, дополнительным основанием для возврата документов с 01.03.2025 будет представление заявлений и документов повторно и при этом по ранее представленному такому заявлению принято решение об осуществлении ГКУ и (или) ГРП (пункт 8 статьи 25 Закона о регистрации).
Следует отметить, что крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся юридическими лицами, а также садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, гаражные кооперативы, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья вправе до 1 января 2026 года направлять заявления об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ограничений таких прав, обременений недвижимого имущества в форме документа на бумажном носителе.
Сделка, на основании которой возникает или прекращается право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, совершенная органом государственной власти или органом местного самоуправления с физическим или юридическим лицом, может быть подписана УНЭП физического или юридического лица, а со стороны ОГВ или ОМС — УКЭП уполномоченного должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Кроме того, Закон о регистрации дополнен основаниями для приостановления ГКУ и (или) ГРП:
— в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом договора, на основании которого осуществляются ГРП, ограничение прав, обременение земельного участка, за исключением государственной регистрации сервитута в отношении такого земельного участка;
— в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства (за исключением случаев, если такое сооружение является линейным объектом или такой объект незавершенного строительства является линейным объектом, строительство которого не завершено), в отношении которых подано заявление, кроме случаев, если заявление подано в связи с прекращением существования объекта.