В соответствии с Федеральным законом от 18.04.2018 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» с 29 апреля 2018 года введена новая мера пресечения для подозреваемых и обвиняемых — запрет определенных действий.
Запрет определенных действий избирается по судебному решению при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.
Установлено, что при необходимости избрания в качестве меры пресечения запрета определенных действий, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство.
Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании данной меры пресечения может возложить следующие запреты:
— выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
— находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
— общаться с определенными лицами;
— использовать средства связи и сеть «Интернет»;
— управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Установлены сроки применения данной меры пресечения, которые составляют от 12 месяцев (о преступлениях небольшой и средней тяжести) и до 36 месяцев (об особо тяжких преступлениях).
Контроль за соблюдением установленных запретов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
В целях осуществления контроля за соблюдением запретов могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством РФ.
В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов, отказа от применения к нему средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств суд может изменить эту меру пресечения на более строгую.
Об изменениях в Правила дорожного движения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1276 внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации.
Введена новая дорожная разметка жёлтого цвета (с номером 1.26), обозначающая участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении (за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных ПДД).
Введен новый предупреждающий дорожный знак 1.35 «Участок перекрестка», обозначающий приближение к перекрёстку, участок которого обозначен разметкой 1.26 и на который запрещается выезжать в случае образования впереди затора.
Новый дорожный знак 1.35. «Участок перекрестка» может использоваться с табличкой 8.23 «Фотовидеофиксация». Соответственно, это будет означать, что в зоне действия данного дорожного знака может осуществляться фиксация административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъёмки и видеозаписи, или средствами фото-киносъёмки и видеозаписи.
Изменения вступили в силу с 28.04.2017. Соответственно, с 28 апреля в новой редакции будет изложен и пункт 13.2 ПДД, предусматривающий запрет выезда на перекресток во время затора.
Расширен перечень оснований аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранения и ношения оружия
Федеральным законом от 07.03.2018 № 39-ФЗ внесены изменения в статью 26 Федерального закона «Об оружии».
Согласно вышеуказанным изменениям в статье 26 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» расширен перечень оснований аннулирования в административном порядке лицензии на приобретение и разрешения на хранение и ношение оружия.
Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае:
1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо прекращения (отсутствия) у юридического лица, указанного в пунктах 2 — 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, права на приобретение (хранение, использование) оружия, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;
2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения;
3) возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 — 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения;
4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).
Изменения вступили в силу 18.03.2018 г.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на государственной или муниципальной службе
Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в целях профилактики коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих предусмотрел правовой механизм регулирования поведения вышеуказанных лиц в случае, когда их частные интересы и публичные функции пересекаются.
В силу части 1 статьи 10 данного закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляется путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расширение применения института присяжных заседателей
С 1 июня 2018 года на территории Российской Федерации вступили в силу изменения, принятые в Уголовно-процессуальный кодекс РФ по применению института присяжных заседателей.
Теперь уголовные дела с участием судьи федерального суда и коллегии присяжных заседателей рассматриваются и в районных, гарнизонных судах.
Изменения касаются как и статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые по ходатайству обвиняемого можно рассматривать с участием коллегии присяжных заседателей, а также и количества присяжных, которые войдут в коллегию.
Так, в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда коллегия будет состоять из восьми присяжных заседателей (ранее из 12), а коллегия в районном суде и гарнизонном военном суде будет – из 6 присяжных заседателей.
Определены виды уголовных дел, рассмотрение которых, по ходатайству обвиняемого, возможно с участием присяжных заседателей. К компетенции районных судов отнесены уголовные дела за совершение преступлений, предусмотренных ст. 105 (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид), по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не может назначаться пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
Внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации
23.04.2018 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 53 прим.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который направлен на обеспечение исполнения приговоров суда в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний в виде принудительных работ.
В соответствии с внесенными изменениями, часть 6 статьи 53 прим.1 Уголовного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, согласно которой в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Кроме этого, перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, содержащийся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, дополнен вопросами:
— о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания;
— о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, либо осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.
Новое в ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения
Федеральным законом от 03.04.2018 № 62-ФЗ внесены изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные изменения относятся к ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в нетрезвом состоянии; за передачу управления транспортного средства лицу, находящемуся в состоянии опьянения; за невыполнение требований правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкоголь после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования или до принятия решения об освобождении от освидетельствования.
Согласно внесенным изменениям, факт употребления алкоголя может определяться не только наличием абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе (0,16 миллиграмма на литр), но и в крови (0,3 и более грамма на литр).
Следует отметить, что управление транспортным средством в состоянии алкогольного управления влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полугода до двух лет.
Вышеперечисленные изменения вступают в силу 3 июля 2018 года.
Ответственность за нахождение в охотничьих угодьях с орудиями охоты
При осуществлении охоты охотник должен иметь при себе охотничий билет, разрешение на оружие, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, а также в случае охоты в закрепленных угодьях – путевку.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ (далее – Закон об охоте), любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.
Также при осуществлении охоты должны соблюдаться Правила охоты, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 16.11.2010 № 512.
Нарушение Правил охоты влечёт административную ответственность по статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом, согласно ч. 2 ст. 57 Закона об охоте к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Ранее в письме Минприроды России от 03.06.2014 № 04-15-53/11397 указывалось, что транспортировка охотничьего оружия в общедоступных охотничьих угодьях допустима и не нарушает требований действующего законодательства.
Указанные разъяснения противоречат ч. 2 ст. 57 Закона об охоте и не подлежат применению.
Письмом от 06.09.2017 № 04-15-29/22731 Минприроды России отзывает ранее данные разъяснения в полном объеме, как не соответствующие закону.
Таким образом, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, в том числе зачехленным, разобранным, незаряженным, без разрешения на охоту приравнивается к охоте и является нарушением пп. «в» ст. 3.2 Правил охоты.
Указанные действия прямо нарушают требования Закона об охоте и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 4 000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от 20 000 до 35 000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Заместитель прокурора Калманского района младший советник юстиции Кузьмин Денис